Стойкое изменение личности после переживания трагических событий
Человек может испытывать разнообразные реакции. Основные из них включают:
Недоверие и настороженное восприятие окружающего мира.
Склонность к минимальному социальному контакту.
Преобладающие чувства одиночества и отчаяния.
Постоянное ожидание угрозы и стресс.
Отстраненность в общении с другими.
Изменение характера после пережитого психологического травматического события (F62.1).
Тяжелые психологические травмы могут влиять на структуру личности на протяжении длительного времени. Главные клинические проявления такого воздействия:

Воздействие сильных психологических стрессов
Усиленное стремление к социальной поддержке и повышенные ожидания от близких.
Прочное убеждение в своей уникальности или в стигматизации из-за пережитого состояния, что мешает созданию глубоких отношений и ведет к изоляции.
Отсутствие интереса к досугу и жизни за пределами рабочего дня.
Непрерывные беспокойства о своем состоянии здоровья, которые могут быть связаны с ипохондрией.
Эмоциональные колебания или депрессия, не связанные с текущим или прошлым психическим состоянием.
- Серьезные проблемы в социальной и профессиональной адаптации, которые отличаются от состояния до начала болезни.
Течение и прогноз Динамика психопатий: сложности и ключевые моменты
-
Динамика психопатий: сложности и ключевые моменты
Исследование динамики психопатий во многом обязано работам П. Б. Ганнушкина, который в 1933 году определил ключевые этапы изменений в психопатической личности, такие как:
- Отдельный эпизод или фазу;
- Психологический шок;
- Психопатическую реакцию;
- Процесс развития личности.
В своем анализе Ганнушкин разделил динамику психопатий на три аспекта:
1. Социальную динамику, связанную с:
- Семейными отношениями;
- Особенностями повседневной жизни;
- Трудовой активностью.
2. Биологическую динамику, обусловленную:
- Возрастными особенностями;
- Возрастными кризисами.
3. Клиническую динамику.
Клиническая динамика ориентирована на два основных фактора:
- Ситуационные особенности;
- Конституционные характеристики личности.
Это направление исследования характеризуется:
- Появлением новых психологических качеств личности;
- Негармоничными изменениями уже существующих черт.
Два ключевых вектора этой динамики – это:
- Процессы компенсации;
- Процессы декомпенсации.
О. В. Кербиков и Н. И. Фелинская, работавшие в середине-второй половины XX века, продолжили изучение этой темы. Фелинская особо акцентировала внимание на периодических изменениях, таких как различные фазы психопатии, и на глубоких процессах в динамике личности.
Согласно исследованиям Фелинской и Кербикова, психопатические реакции – это специфические ответы личности на определенные жизненные ситуации. Декомпенсации, описанные Шубиной, отражают нарушение механизмов адаптации. Исследователи, такие как Гурьева и Шостакович, подчеркивают, что декомпенсации связаны не только с усилением психопатических проявлений, но и с аффективными нарушениями. При декомпенсации психопатий могут наблюдаться:
- Повышенная дисгармония психического состояния;
- Неадекватные действия;
- Снижение интеллектуальных способностей и работоспособности;
- Утрата критического восприятия и способности к социальной адаптации.
По сравнению с психопатическими реакциями, которые обычно короткосрочны, декомпенсации могут привести к долгосрочной дисгармонии в структуре личности.
Изменение личности после психического расстройства (F62.1)
Глубокие психические проблемы могут привести к длительным изменениям в личностной структуре. Основные проявления такого воздействия:
Повышенное желание получить поддержку и завышенные требования к окружающим.
Глубокое чувство собственной необычности или метки из-за пережитого заболевания, что мешает налаживанию дружественных и доверительных отношений, ведущее к социальной изоляции.
Неинтерес к досуговой деятельности и к жизни вне рабочих часов.
Беспрерывные раздумья о здоровье, которые могут переплетаться с гипохондрическими мнениями.
Эмоциональная нестабильность или состояния депрессии, не связанные с текущим или предыдущим психическим заболеванием.
Трудности в социализации и профессиональной интеграции, отличные от периода до начала расстройства.
Стойкое изменение личности после переживания катастрофы (F62.0)
После продолжительного пребывания в экстремальных условиях, таких как плен или пытки, личность человека может столкнуться с рядом изменений. Это может затронуть основные аспекты человеческого характера:
Под действием продолжительного и интенсивного стресса, как, например, в условиях содержания в лагерях или при испытаниях пыток, личность может претерпевать серьезные изменения. Эти изменения часто связаны с различными формами ПТСР (смотрите раздел 13.2). Типичные реакции на такие обстоятельства включают:
Недоверчивое или агрессивное отношение к окружающему миру.
Желание ограничить социальные контакты.
Ощущения внутренней опустошенности и отчаяния.
Постоянное чувство возможной опасности.
Ощущение непонимания со стороны окружающих и чувство изоляции.
Современные исследования подтверждают изменяемость психопатических проявлений у подростков и молодых людей. Гурьева В. А. и Гйндикин В. Я. (1980) обнаружили, что проблемы адаптации и выраженные психопатические черты могут проявляться задолго до установления диагноза "психопатия". Антонян Ю. М. и Бородин С. В. (1987) выдвинули гипотезу о том, что некоторые формы психопатий в возрасте 18-24 года могут быть временными, но в этот период они проявляются наиболее отчетливо. Процесс "депсихопатизации", введенный Ю. В. Поповым, означает уменьшение психопатических проявлений в личности при благоприятных условиях, таких как поддержка заботливой семьи, что наблюдается приблизительно у 15% людей с такими симптомами.
В сфере военной психиатрии В. В. Нечипоренко (1989) предложил термин «транзиторные расстройства личности». Такие расстройства характеризуются отсутствием полностью сформированной патологической структуры личности, при этом дисгармония может быть временной и обратимой.
Дифференциальная диагностика.
Важно разграничивать расстройства личности от нормы, психопатоподобных состояний, легких форм олигофрении и "родственных" психозов (например, шизоидную психопатию от психопатоподобной шизофрении). Психопатическое поведение является неотъемлемым атрибутом личности и ее постоянной чертой, что влияет на всю жизнь индивида. Это отличает психопатии от индивидуальных вариаций нормального характера и его непатологических отклонений.
Отсутствие психотических признаков и прогрессирующего течения позволяет различать расстройства личности и психические заболевания. Поведение, аналогичное психопатическому, может наблюдаться при психических нарушениях из-за травм, интоксикаций и инфекций. Однако в этих случаях клиническая картина имеет свои особенности и связана во времени с конкретным воздействием экзогенного фактора. При постановке диагноза психопатоподобной формы шизофрении.
Лечение и профилактика.
Основные задачи терапевтического подхода к расстройствам личности заключаются в:
- Купировании выраженных проявлений декомпенсации.
- Коррекции аномальных защитных реакций и поведенческих откликов.
Важность дифференцированного лечения определяется спецификой каждой психопатии. Подход включает:
- Комбинацию психотерапевтических мероприятий.
- Применение медикаментозной терапии.
- Реабилитационные методики.
В центре внимания находится психотерапия, ориентированная на:
- Переосмысление личностных ценностей и установок.
- Компенсацию психологических девиаций.
- Структурирование отношений с социумом.
- Стимуляцию социальных и трудовых аспираций личности.
В процессе медицинской коррекции активно используются:
- Транквилизаторы.
- Антидепрессанты.
- Нейролептики.
Данные препараты помогают уменьшить аффективное напряжение и делают пациентов более открытыми для психотерапевтического воздействия. Особое внимание уделяется осторожному применению бензодиазепиновых транквилизаторов из-за возможного риска развития зависимости.
Профилактика психопатий начинается на самых ранних этапах жизни:
- Особое внимание к состоянию здоровья матери во время беременности.
- Наблюдение и забота о ребенке начиная с младенчества.
В дальнейшем акцент делается на:
- Раннее обнаружение подростков с психологическими аномалиями.
- Тщательное выявление биологических, психогенных и внешних факторов, влияющих на формирование поведения.
- Организацию контроля и сопровождение развития подростка.
- Целенаправленное педагогическое воздействие.
Такие меры являются ключевыми в профилактике развития психопатий.