Нарушения психологического развития
Наиболее распространенные патологии связаны с:
- Нарушениями речи
- Проблемами моторной координации
- Школьными умениями (например, чтение, орфография, математика, усвоение материала)

Загадка психологических девиаций
Нарушения психологического развития являются подтипом психического дизонтогенеза. Они отражают патологические отклонения в ритме, структуре и гармонии созревания психических процессов в детском и юношеском возрастах. Эти нарушения не сводятся только к интеллектуальной задержке, неврологическим проблемам или некачественному образованию. Возможны патологические изменения в форме замедления, ускорения или искажения развития различных психических функций. Несмотря на отсутствие очевидных неврологических причин, при детализированном анализе могут обнаруживаться элементы недостаточной зрелости неврологического характера.
С возрастом многие из этих нарушений уменьшаются, однако этот процесс может не быть полностью завершенным.
Историческая справка
На пересечении XIX и XX столетий ученые начали изучать разнообразные формы психических аномалий у детей и подростков. В это время усилился интерес к вопросу неуспеваемости и антисоциального поведения детей с психическими отклонениями в общеобразовательных школах. Исследование психических нарушений стало многогранно и разделилось на три ключевых направления:
- Антропологический подход (в работах Б. Мореля, Ч. Ломброзо)
- Клиническо-психопатологический и клинико-психологический (в исследованиях Э. Крепелина, В. Бехтерева, С. Корсакова, В. Сербского, Д. Бурневиля, Г. Россолимо и других)
- Психологическо-педагогический, представленный работами А. Бине и Т. Симона.
Б. Морель, В. Маньян и М. Легран: Экспертный анализ психических аномалий
Бернар Морель, вместе со своими коллегами Виктором Маньяном и Марселем Леграном, подробно описал явления, которые они назвали "вырождениями". Это были психические отклонения, замеченные через несколько поколений, охватывающие:
- Незначительные проблемы: такие как "нервный характер", неэтичное поведение, и склонность к эксцессам;
- Более серьезные проблемы, такие как врожденное умственное отставание, деформации, и бесплодие.
Э. Крепелин: Интеллектуальные аномалии
Эмиль Крепелин в своих научных трудах сосредоточился на различиях между умеренными врожденными нарушениями интеллекта, которые он охарактеризовал как психическое отставание, и олигофренией - глубоким интеллектуальным дефицитом.
Ж. Демор, И. Песталоцци, М. Монтессори и П. Кащенко: Вклад в образование и психиатрию
Жан Демор основательно исследовал различные факторы, приводящие к умственному отставанию, делая акцент как на биологических, так и на социальных причинах. Иоганн Песталоцци был пионером в области специального образования, разрабатывая систему для детей с легкими нарушениями развития. Мария Монтессори создала метод обучения, акцентируя внимание на сенсомоторном воспитании. В России, Павел Кащенко предложил идеи создания специализированных учебных заведений для таких детей.
Распространенность: Анализ и цифры
-
Данные показывают, что нарушения психического развития в детском возрасте до 2 лет присутствуют у 6,9% населения. Этот показатель возрастает до 9,1% к третьему году жизни и продолжает расти в дошкольный период, достигая 9,3%.
-
Этиология и патогенез: Основные факторы
Современный взгляд на причины нарушений психического развития в детском возрасте подчеркивает многофакторный характер этой проблемы. Ключевые факторы включают:
- Генетическую предрасположенность
- Минимальные мозговые дисфункции
- Соматические заболевания, особенно те, которые влияют на мозговые ткани
- Социально-экономические и культурные условия окружающей среды.
Основные причины специализированных психологических нарушений, которые не обусловлены неврологическими отклонениями, дефектами чувствительности, интеллектуальной задержкой или негативными воздействиями из внешнего мира, вероятно, связаны с задержкой в развитии или зрелости нейронных соединений и неврологических процессов, а не с органической дисфункцией. Наличие многих родственников у детей с психологическими нарушениями, страдающих от похожих расстройств, указывает на генетическую предрасположенность к такого типа проблемам.
-
Клиническое проявление.
Клиническая картина этих нарушений включает:
- Специфические нарушения речевого развития.
- Отклонения в развитии школьных умений.
- Особые нарушения в развитии моторики.
- Общие проблемы социальной адаптации и коммуникации с характерным ограниченным и стереотипным набором интересов и действий, включая детский аутизм и гиперактивность.
В рамках специфических нарушений речевого развития, уже на ранних этапах, дети сталкиваются с проблемами при обретении речевых навыков. При этом отсутствуют следующие факторы:
- Неврологические нарушения.
- Проблемы со слухом.
- Интеллектуальная задержка.
- Негативные факторы внешней среды.
-
Такие отклонения часто ассоциируются с проблемами в области чтения, правописания, произнесения слов, что может вызвать сложности в коммуникации и привести к эмоциональным и поведенческим проблемам. Специальные нарушения артикуляционной речи можно классифицировать на:
- Дислалию (иначе называемую косноязычием).
- Детское особенное произношение.
- Сюсюканье.
-
Эти расстройства артикуляции проявляются в том, что способность ребенка формировать речевые звуки сильно отстает от возрастных норм, хотя уровень языковых навыков может оставаться нормальным. Есть также экспрессивные нарушения речи, когда способность ребенка к устной коммуникации значительно отстает от его возрастных рамок, в то время как понимание языка соответствует норме. Расстройство рецептивной речи характеризуется тем, что ребенок плохо понимает язык по сравнению с сверстниками, что влечет за собой проблемы во всех аспектах языкового использования, включая неправильное произношение звуков.
В эту категорию входят различные нарушения, такие как:
- специфическое расстройство чтения (известное как дислексия),
- изолированное нарушение навыков написания (или дисграфия),
- проблемы со счетом (акалькулия развития, иногда упоминается как синдром Герстманна).
Специфические расстройства развития школьных навыков (F81)
это категория нарушений, при которых учебные способности начинают страдать с ранних стадий развития, при этом не связанных с:
- умственной отсталостью,
- травмами
- заболеваниями мозга.
Специфические расстройства
Специфическое расстройство развития двигательных функций (F82)
Выделяется тем, что ребенок испытывает задержку в моторной координации. Это может проявляться в:
- различных формах диспраксии,
- неуклюжести движений (часто упоминается как синдром неуклюжего ребенка).
Важно отметить, что такое поведение не обусловлено умственным снижением или неврологическими нарушениями.
Общие расстройства развития (F84)
Представляют собой группу нарушений, которые проявляются через:
- качественные изменения в области социальных взаимодействий,
- коммуникабельности,
- а также ограниченностью и стереотипностью интересов и действий.
Такие изменения наблюдаются в различных жизненных ситуациях. В этой категории выделяются различные расстройства, например:
- детский аутизм,
- синдром Каннера,
- синдром Аспергера.
Детский аутизм
Его основные характеристики:
- аномалии и задержки в развитии, замеченные до трех лет,
- значительное снижение интереса к окружающему миру,
- психопатологические изменения в различных областях, включая:
1) социальные взаимодействия,
2) функции общения,
3) поведение с ограниченной, стереотипной и монотонной характеристикой.
К этим специфическим симптомам детского аутизма также могут присоединяться дополнительные проблемы, такие как:
- фобии,
- нарушения сна,
- проблемы с питанием,
- внезапные вспышки агрессии и раздражительности.
Синдром Каннера
Дифференцируется от детского аутизма или из-за позднего начала расстройства (когда возраст превышает три года), или из-за неполного соответствия требованиям триады патологических симптомов, которые необходимы для диагностирования детского аутизма. Эта триада включает:
- соответствующее социальное взаимодействие,
- функции общения,
- поведение, которое проявляется в ограниченности, стереотипности и монотонности.
Синдром Аспергера
Соответствует диагностическим критериям аутизма. Однако, в отличие от него, не наблюдается замедления или задержки в развитии речи и когнитивных способностей.
Диагностика и дифференциальная диагностика. Психологические развивающиеся нарушения характеризуются следующими общими диагностическими критериями:
а) начало должно происходить в младенческом или детском периоде;
б) присутствует недостаточность или задержка в развитии функций, которые прямо связаны с биологическим зрелением центральной нервной системы;
в) состояние расстройства остается стабильным, без периодов ремиссии или обострения.
В большинстве ситуаций пораженные функции включают:
- речь,
- визуально-пространственные навыки,
- моторную координацию.
Обычно с возрастом наблюдается снижение начальной задержки или недостаточности, хотя во взрослом возрасте может сохраняться некоторая легкая остаточная недостаточность.
Лечение отклонений в развитии
Глубокое медико-педагогическое лечение должно быть систематизировано и длительным, оно осуществляется в амбулаторных и поликлинических условиях, а именно в детских психиатрических учреждениях и специализированных образовательных учреждениях. В ходе терапевтического процесса активно применяются:
- семейная терапия,
- интенсивная нейрофизиологическая реабилитация.
Фармакотерапевтическое лечение включает:
- ноотропы,
- нейрометаболические препараты,
- церебровазоактивные медикаменты.